Сайт Шелаева Алексея

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 28.04.2024, 17:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

БСПО

Использование пакета свободного программного обеспечения в организации образовательного процесса в школе.


Дискуссии о плюсах и минусах бесплатного программного обеспечения велись ещё задолго до внедрения его в школе. Выбор между использованием привычного программного обеспечения и возможностью быть обвинённым в воровстве не всегда однозначен. Специалисты большинства стран и даже крупных компаний, таких как IBM уже сделали свой выбор в пользу бесплатного программного обеспечения. Мне, как преподавателю образовательного учреждения, очевидна необходимость принятия этих нововведений, хотя на собственном опыте я вижу, что это достаточно сложный и трудоёмкий процесс не только для педагогического коллектива, но и для учащихся образовательных учреждений. Люди далекие от информатики, такие как гуманитарии, педагоги дополнительного образования не хотят вникать в подробности при решении вопросов выбора программного обеспечения. У каждого из них есть свои потребности: работа с документами, создание презентаций и так далее. Они предпочтут проверенные средства и не захотят искать новых решений, а эти решения ещё как потребуются.

Большое количество проблем возникает уже в процессе установки свободного программного обеспечения. Они вызваны недоработкой отдельных дисков, конфликтов, вызванных несовместимостью оборудования, низким качеством услуг поддержки, неполнотой сопроводительной документации. Нужно ещё учесть тот факт, что потребуются дополнительные временные и финансовые затраты на переобучение преподавателей и на адаптацию имеющихся у них оригинальных программных наработок в области компьютерного обучения по различным предметам школьной программы. Огромные усилия, направленные на обучение способам работы в старых программных продуктах, материальные средства, потраченные на покупку и создание цифровых образовательных ресурсов, окажутся затрачены впустую. Кроме того, в течение этого переходного периода многие специалисты прогнозируют ухудшение качества образования, вследствие чего уровень преподавания в образовательных учреждениях будет отброшен на несколько лет назад.

Негативные отзывы о свободном программном обеспечении можно услышать не только из уст преподавательского состава. Мой вопрос о преимуществах ALT Linux заставил школьников задуматься. Те из них, которые имеют опыт работы с продуктом компании Microsoft указали ряд неудобств, которые, в основном, определялись новизной продукта и неумением в нем работать. Более продвинутые пользователи отметили защищённость от вирусных атак и наличие большого числа развивающих игр и обучающих приложений. И это действительно так. Нельзя не сказать о плюсах бесплатного программного обеспечения.

Прежде всего это его цена. Основной причиной нововведений является то, что свободное программное обеспечение можно бесплатно использовать и распространять. Педагоги это прекрасно понимают и согласны с этим, а вот восьмым и девятым классам труднее объяснить, почему на фоне внедрения инноваций и увеличения финансирования образования в нашей стране, приходится использовать бесплатные программы. Может ли получится так, что ради материальной выгоды мы пожертвуем качеством образования?

Другой плюс заключается в относительной безопасности использования операционной системы Linux. Как известно, большинство компьютерных вирусов ориентировано на платформу Windows, что влечёт за собой затраты на антивирусные программы и другие связанные с этим неудобства. Для бесплатных продуктов такой угрозы нет. Но кто гарантирует, что так будет и дальше. Если они получат большую популярность, то могут стать очередным способом заработка нечистых на руку программистов.

Возможность доработки пользователями отдельных программ школьному учителю тоже кажется призрачной. Курс информатики в высших учебных заведениях педагогической ориентации эту тему не охватывает, методической литературы и курсовой подготовки явно недостаточно. Поэтому, ничего не останется как использовать готовые образовательные приложения, которыми очень богат Linux.

Мне, как учителю математики, важно, что новая операционная система предоставляет большой выбор математических приложений, начиная от инженерного калькулятора и кончая программами, сравнимыми с Maple и Derive. Приложение Kbruc, рассчитанное на учеников младших классов, подойдет тем кто только начинает осваивать дроби. Kig – интерактивная геометрия. Достаточно мощное приложение рассчитанное на студентов. KmPlot – графопостроитель функций, который удобно применять при изучении графиков функции.

Так же тут присутствуют приложения для уроков геометрии, физики, информатики: Kig, Step, Dr.Geo, Avogado, Lazarus. Если копнуть глубже, и лучше изучить возможности операционной системы Linux, её преимущества становятся очевидны и она открывает огромные возможности. По удобству выхода в интернет и возможностям мультимедиа эта система ничем не уступает привычной нам операционной системе Windows, а где-то и превосходит её. Для работы с графикой набор инструментов не мене впечатляющий: Xaos – программа для генерирования и исследования фракталов в режиме реального времени; Xsane – программа для работы со сканерами; утилита для просмотра изображений Gthumb и менеджер фотографий F-Spot. Отдельного внимания заслуживает графический пакет GIMP, который является практически полным бесплатным аналогом Adobe Photoshop. Gimp имеет немного другой интерфейс в стиле «плавающих окон», однако набор инструментов и фильтров для обеих программ практически одинаков. Gimp работает почти со всеми графическими форматами, в том числе и собственными форматами Photoshop, а также поддерживает импорт шаблонов, кистей, фильтров из него.

Широкие возможности в Linux предоставлены для изучения языков программирования. В дистрибутив Ubuntu включены свободная версия языка Pascal и система разработки Lazarus, которая очень похожа на Borland Delphi и поддерживает его компоненты. Для плавного перехода можно полностью не отказываться от программ, написанных под Windows, а использовать специальные эмуляторы Wine, Cedega, CrossOver. Эти эмуляторы позволяют не только запускать игры, но и привычные для пользователей программы Adobe Photoshop, Microsoft Office, MathCad и др.

Особую симпатию новая операционная система вызывает у младших школьников. Им очень нравятся веселые зверушки, с которыми можно играть и одновременно развивать свои навыки работы с компьютером. Например, Klettres – программа рассчитанная на самых юных пользователей. Предназначена она для изучения алфавита многих языков. Суть программы заключается в том, что вам называют букву в случайном порядке. А вы должны ее вписать в определенное поле.

Для старших школьников здесь прдусмотрен офисный пакет OpenOffice.Org, который пришел на смену привычному им Microsoft Office. По составу компонентов эти пакеты аналогичны, однако у бесплатного есть свои преимущества.

Writer (текстовый процессор) - инструмент с богатыми возможностями для создания писем, книг, отчетов, информационных бюллетеней, брошюр и других документов. Позволяет вставлять графику и объекты от других компонентов в документы, может экспортировать файлы в HTML, XHTML, XML, PDF, а также в форматы Microsoft Word.

Calc (электронные таблицы), имеющий продвинутые средства анализа, построения диаграмм. Позволяет также открывать и работать с рабочими книгами Microsoft Excel и сохранять их в формате Excel. Calc может экспортировать электронные таблицы в PDF.

Impress (презентация) обеспечивает все общие средства представления мультимедиа, такие как специальные эффекты, анимация и средства рисования. Он объединен с расширенными графическими возможностями компонентов Draw и Math. Демонстрация слайдов может быть сверх того расширена специальными текстовыми эффектами с Fontwork, а так же звуковыми и видеоклипами. Impress совместим с форматом файлов Microsoft PowerPoint, а также может сохранять работу в многочисленных графических форматах, включая Macromedia Flash (SWF).

Base (база данных) предлагает все инструментальные средства, которые необходимы для ежедневной работы с базами данных. Он может создать и редактировать формы, отчеты, запросы, таблицы, представления и отношения, так что управление связанной базой данных является почти таким же как в других популярных приложениях базы данных. Base обеспечивает много новых возможностей, таких как возможность анализировать и редактировать отношения из схемы представления. Он может также использовать базы Microsoft Access, MySQL или Oracle.

Math (редактор формул) можно использовать для создания сложных уравнений, которые включают знаки или символы, не доступные в стандартных шрифтовых наборах. Пока он используется для создания формул в других документах, типа файлов Writer и Impress, Math может также выступать как автономный инструмент. Можно сохранять формулы в стандартном формате MathML для включения в web-страницы и другие документы.

Из вышесказанного мы видим, что свободное программное обеспечение является достойным конкурентом своим платным аналогам, имеет много плюсов, активно развивается и внедряется в образование и другие сферы нашей жизни. Хочется изучить его подробнее, содействовать его внедрению, предлагать свои идеи, вот только заставляет задуматься одна старая поговорка о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Категория: Мои статьи | Добавил: alexey (03.10.2012)
Просмотров: 607 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz