Критерии отбора цифровых образовательных ресурсов
На данный момент нет
необходимости учителю создавать свои ЦОР. За него это уже сделали люди, которые
занимаются этим вопросом профессионально. Одной из проблем при подготовке к
уроку является адекватность оценки и выбор тех информационных средств, которые
бы способствовали развитию у учащихся пространственного, креативного,
абстрактного мышления, повышали мотивацию обучения и его эффективность. Для
достижения поставленных целей важно помнить, что использование мультимедиа на
уроках носит продуктивный характер в том случае, если при отборе учитываются
такие важные критерии как соответствие с педагогическими целями учебного курса
и урока, психологические особенности восприятия предлагаемой информации детской
аудиторией. Отсюда можно определить минимум первичных критериев отбора
электронных образовательных ресурсов, которыми пользуется учитель:
- Соответствие
программных продуктов возрастным особенностям детей,
- Соответствие
содержания выбранных ресурсов и способы их представления целям курса и урока в
частности,
- Соответствие
форм работы используемых на уроке, что в свою очередь позволит отобрать
ресурсы, содержащие оптимизированные инструкции по работе, наиболее полно
отражающие педагогические идеи данного урока,
- Гибкость,
удобство навигации, многоуровневость, необходимые для реализации принципов
дифференциации и индивидуализации обучения, (при этом важно учитывать для
какого типа обучения будет использован данный продукт),
- Дружественный
интерфейс, способствующий простоте использования данного мультимедийного
средства учащимися и учителем,
- Соответствие
технических и качественных характеристик продукта для организации безотказной и
устойчивой работы,
- Наличие
сетевой или только локальной версии электронного ресурса для организации
учебного процесса,
- Наличие
лицензионных, качественных и доступных ЭОР.
Такой подход в отборе ЭОР
для конкретного урока повышает мотивацию обучения, развивает творческое
мышление, а, следовательно, ведет к повышению качества образования.
Создание единой коллекции
ЭОР, где учтены все перечисленные критерии, помогает учителю не потеряться в
море электронных ресурсов. Хотелось бы подробнее остановиться на использовании
модулей единой коллекции образовательных ресурсов. Все они находятся на сайте fcior.edu.ru и доступны для всех пользователей
Интернет. Для их использования достаточно установить на компьютер проигрыватель
ресурсов, который можно скачать на этом же сайте. Далее, ориентируясь в
каталогах, можно найти необходимую вам тему и выбрать модуль как
информационный, так и практический или контрольный. Рассмотрим один из модулей
на примере темы «Вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями». Этот
модуль является информационным, в нем приведены правила действий с дробями,
интерактивные иллюстрации и примеры для
закрепления.
Рассмотрим пример
использования практического модуля коллекции на теме «Десятичная запись дробных
чисел». Модуль состоит из пяти заданий, первое из которых на выбор правильного
ответа, второе – без возможности выбора и далее задачи с иллюстрацией. Каждое
задание содержит подсказки и возможность посмотреть правильный вариант ответа,
в конце работы на экран выводится статистика, где видно сколько учащийся решил
заданий верно, неверно, сколько подсказок использовал, сколько ответов
посмотрел.
|